Китайские печати - как искусство

Первые китайские печати появились много веков назад. При их изготовлении использовалась резьба по камню и гравировка, которые по праву считаются настоящим произведением искусства. В качестве материала для заготовок применялась древесина твердых сортов, яшма, нефрит, кость, а также медь и бронза. Сегодня наибольшую популярность получили печати, изготовленные из мыльного камня или как его еще называют - жировика. Это очень мягкий камень, не имеющий примесей других пород, что позволяет резчику легко воплотить свою идею.

Навершие данной печати выполнено в виде жука, который сидит на бамбуковом стволе. Часть камней обладает красивым натуральным цветом, к примеру, как вот этот, со скульптурой буйвола. Примером экземпляра, выполненного из бронзы, является лягушка, лапками держащая монетку.

 

Данная печать обладает своей уникальностью, ведь с помощью нее за один раз можно сделать два оттиска:

Пример работы по камню - красивый пейзаж и летающий в облаках дракон:

Для особенно красивых печатей мастера изготавливали специальные футляры для хранения:

Пример печати, выполненной из кости:

А в завершение скульптурка лягушки со стволом бамбука:

Изготовление китайских печатей основывается на трех аспектах: каллиграфии, композиции и гравировке. Резчики должны обладать всеми навыками каллиграфии, знать и уметь составлять композиции и компоновки. Только в этом случае они смогут добиться успеха и без проблем размещать несколько сложных иероглифов на ограниченной площади. Кроме того, мастер должен иметь опыт работы с любыми материалами, знать для какого из них подходит тот или иной нож для резки. Одним словом он должен освоить искусство цзиньшисюэ (в переводе «изучение металла и камня»).

Данный тип печати весьма удобен для переноски, потому что имеет собственный футляр и легко помещается в него:

По печати можно было легко определить, какое положение в обществе занимает владелец. Об этом свидетельствовал материал, используемый для ее изготовления. Так, например, обычные люди, ремесленники и мелкие чины имели право пользоваться деревянными, каменными или сделанными из рогов печатями. В то время как в обиходе представителей знати (поэтов, чиновников) чаще встречались печати из «чанхуа» (красный камень), кристалла, яшмы, агата, слоновой кости и некоторых других дорогих материалов. Императорские печати изготавливали из золота, нефрита и драгоценных камней.
Особое место в искусстве резки китайских печатей занимал камень «шоушань». Он обладает тонкой текстурой, имеет огромное количество разных оттенков и некоторые особенности при обработке. Согласно древней легенде происхождение этого камня связано с птицей Фенксом, которая однажды остановилась на горе Шоушань и отложила там яица для защиты этих гор. С течением времени разноцветные яйца превратились в камень шоушань. Сегодня их насчитывается порядка 130 типов, однако многие из видов этого камня были утеряны.
Особенность обработки камня шоушань заключается в том, что художник должен работать, основываясь на природном узоре материала. Его задача - лишь подчеркнуть и помочь принять ему форму. Благодаря этой особенности, а также высокому уровню мастерства китайских резчиков камень шоушань завоевал огромную популярность среди коллекционеров всего мира.

Первая печать украшена стилизованным листом лотоса, а вторая - сидящей на ветке бамбука цикадой.

Чтобы не потерялись, эта пара печатей соединена между собой с помощью цепи

  • new
  • newIP
  • restore

VK

 

Google+