Китайские печати
История появления первых китайских печатей уходит корнями в далекое прошлое, в период Чжань, приблизительно это 770-400 гг. до н.э. В те времена они использовались также, как и обычные печати, прежде всего, в быту. Ими отмечались вещи, принадлежавшие тому или иному хозяину. Уже позднее печати стали использовать и для отметки документов. В основном это была привилегия состоятельных людей, которые на законных основаниях имели право владеть собственностью, а также решать судьбы простых смертных. За подделку печати, особенно официальной, человеку грозила смерть, а в случае утери нашедший ее щедро награждался
Печати в Поднебесной выпускались нескольких видов, причем к каждой из них делали дубликат на случай утери. По форме штемпельной подушки они могли быть квадратными, прямоугольными или круглыми. Согласно символике Инь и Янь (женского и мужского начала) при изготовлении печати использовались два цвета краски: красная (вместо черного) и белая
В зависимости от корпуса печать могла иметь форму традиционной или усеченной пирамиды, небольшого диска, цилиндра или молоточка. Самыми оригинальными были печати в виде фигурки животного. Так, например, можно было встретить фигурку черепахи, установленную на прямоугольный постамент. Нередко на печатях встречались иероглифы с пожеланиями процветания и богатства. Иногда периметр изделия украшался торжественными надписями, посвященными великим победам или важным событиям, например, объединению территории Поднебесной под началом единого императора
В результате множества археологических раскопок были найдены печати, имеющие длинные ручки или специальные диски с «ушком». Через него продевалась веревка для держания печати. Что касается дизайна, то он не всегда был одинаковым. Ширина подушки, расстояние между символами, размер «ушка» - все эти параметры время от времени изменялись под влиянием культур соседних стран, в частности Индии
Материалом для производства китайских печатей служила медь, древесина, кости животных. Самыми дорогостоящими были изделия из полудрагоценных камней, например, нефрита, хрусталя или агата, а также золота, из которого изготавливались печати самого императора
Сегодня образцы древних китайских печатей, изготовленных искусными каллиграфами согласно законам композиции, представлены во многих частных и государственных музейных во всех уголках мира: от Китая до Америки. Это настоящие произведения искусства, стоимость которых на аукционах взлетает до астрономических сумм. Для примера, за печать императора Цяньлуна из династии Цин новому владельцу в результате торгов пришлось выложить 25 миллионов долларов