Средневековые еврейские печати

Для историков и археологов всех времен древние печати представляли огромную ценность. Их изучение позволяло проследить весь ход исторических событий, а также узнать о жизни простых обывателей. Также богатейшим материалом для исследований были печати, принадлежавшие отдельным этническим группам, к примеру, еврейские печати, изучение которых позволило восстановить картину общественной и религиозной жизни евреев

Еврейские печати, как и обычные старинные штампы, в первую очередь выполняли функцию идентификации подписи на важных документах или частных письмах, а также использовались для подтверждения собственности объектов. Однако не менее важной функцией еврейских печатей было обозначение ритуальной чистоты продуктов. Они ставились согласно принципам кашрута, то есть, если продукт пригоден к употреблению в пищу, на его упаковке был соответствующий штамп
Способы ношения печатей строго регламентировались религиозными законами. Так например, перстни-печатки вне дома могли носить только мужчины, а женщинам это категорически запрещалось. Лишь дома представительницы прекрасного пола могли носить их в качестве украшения, прикрепляемого к одежде. Еврейские печати изготавливались как из полудрагоценных и поделочных камней, так и из сандалового дерева и чугуна. На них наносились различные иудейские орнаменты, фигуры, эмблемы, ритуальные символы (например, жезл Аарона, менора-подсвечник, имеющий семь лампад). В этом плане на печатях запрещалось изображать только фигуры человека и «идолов»
Положение иноверцев в обществе было неустойчивым, поэтому время от времени они теряли право иметь и носить собственную печать. К примеру, когда в 7 веке н.э. Вавилон был завоеван арабами, лишь избранные представители иудейской знати могли обладать и пользоваться печатями с изображением мухи или шмеля. Запрет на ношение печати был и в средневековой Франции, в период правления Людовика VIII. Еврейские торговцы и финансисты не имели права пользоваться штампами, поэтому долговые расписки визировались поручительством двух знатных представителей из местного духовенства или буржуазии
В средние века широкую популярность в европейских еврейских общинах получили печати, на которых изображались геральдические символы - точные копии гербов светской знати и католического духовенства. В свою очередь раввины жестко раскритиковали это, заявив, что такие печати - слепое подражание чужим традициям. Сегодня историкам известно о существовании кольца-печати Аббы бен Абба, на котором была надпись «Это не подражание нееврейской практике», выполненная в готическом стиле. Позднее еврейские штампа практически не отличались от традиционных христианских. Однако запрет на изображение фигур человека по-прежнему действовал. Надписи были выполнены на иврите и продублированы на латыни или на языке той страны, где выпускалась печать. Как правило, надписи на иудейском языке делали на лицевой стороне (аверсе), а все остальные - на обратной (реверсе). Что касается имени владельца, то оно вырезалось по краю печати. Сами штампы изготавливали различных форм: квадратные, круглые или эллипсоидные. На них изображались как религиозные символы, так и статус и род деятельности предприятия. К примеру, известна средневековая еврейская печать, на которой нарисованы три еврейские шляпы, соединенные в одной точке, что характеризовало совместное предприятие трех братьев. Встречались штампы с изображением части дворянских символов - шлема. Они свидетельствовали о полученных евреями королевских привилегиях. По некоторым печатям можно было узнать о родовой истории владельца, его предках или просто о значении фамилии. Например, изображение льва символизировало древний род Давида, а ветка с колючими шипами - семью Спинозы (в переводе с испанского эспиноза - «колючка»). Однако в дальнейшем все эти символы исчезли с еврейских печатей. На них осталось лишь выгравированное имя владельца
В настоящее время различные по ассортименту и величине коллекции древних еврейских печатей представлены во многих европейских и ближневосточных музеях (Британский, Израильский музей). В нашей стране одним из самых известных штампов евреев является печать А.С. Пушкина. Она была изготовлена примерно в 17 веке в Европе, а затем подарена великому поэту графиней Воронцовой. В дореволюционное время эта печать находилась в музее при Александровском лицее

Печати и штампы