Андреа Эчеверри

Голос, рожденный из глины.
Как лидер Aterciopelados борется с насилием через искусство
«Андреа добивается того, что удаётся очень немногим художникам: абсолютной согласованности между её жизнью, музыкой и визуальным искусством. Её работа — это крик сестринства, пространство исцеления и обличения, которое напрямую обращается к колумбийскому обществу. Это не просто выставка; это ритуальный опыт, который через боль призывает преобразовать её в коллективную силу».
Мария Белен Саэс де Ибарра (куратор выставки Ovarios Calvarios)
Есть голоса, которые становятся саундтреком нашей жизни. Зажигательные ночи с друзьями, зарубежные поездки под гитарный рифф, ощущение свободы — для миллионов латиноамериканцев всё это неразрывно связано с творчеством Андреа Эчеверри. Но за сценой, beyond the music, скрывается другая, не менее мощная ипостась артистки — керамист, чьи сюрреалистичные и откровенные работы заставляют говорить о самых острых социальных проблемах.
Банджо и богиня из стекла
Перевод: «Эчеверри работает с глиной с той же irreverence и свежестью, с какой она сочиняет свои песни. Её работы, хотя и затрагивают болезненные темы, наполнены жизненной силой и цветом, которые напоминают народное и наивное искусство, но с глубоко современным политическим сознанием. Это сюрреализм-фолк, превращённый в манифест».
Художественный критик о её керамике (по мотивам обзоров её выставок)
Андреа Эчеверри: больше, чем рок-звезда
Андреа Эчеверри (р. 1965, Богота) — безусловная икона латиноамериканской альтернативной сцены. Основатель (вместе с Эктором Буйтраго) и вокалистка культовой группы Aterciopelados знакома публике благодаря гипнотическому mixу рока, поп-мелодий и колумбийского фольклора. Её музыка обманчиво мелодична, но тексты — всегда точный и глубокий высказывание на темы экологии, социальной несправедливости и, что особенно важно, прав женщин.
Банджо и богиня из стекла
Перевод: «В музыкальной индустрии, часто враждебной к женщинам, особенно к тем, у кого есть strong political views, Эчеверри создала пространство, полностью принадлежащее ей самой. Она не боится быть чувственной и конфронтационной в одном высказывании, используя свой голос — как буквальный, так и художественный — чтобы бросать вызов и утешать».
Джуди Кантор-Навас (международный музыкальный критик)
Интересный факт: Немногие знают, что изначально группа называлась «Delia y los Aminoácidos» («Делиа и Аминокислоты»), что уже говорит об авангардных roots и чувстве юмора артистки.

Однако её формальное образование лежит в другой плоскости. Эчеверри — дипломированный художник, окончивший Университет Андрес в Боготе, а затем изучавший керамику в Plymouth College of Arts (Великобритания). Именно глина стала для неё вторым языком, столь же выразительным, как и музыка.
Керамика как манифест: от сюрреализма к социальному протесту

Выставки Эчеверри — это всегда тотальное погружение. Её работы — причудливый симбиоз народного искусства, сюрреализма и откровенного феминистского высказывания. В её hands глина превращается в:

Узнаваемые vulvas — символ жизни, уязвимости и силы.

Сердца и капли крови ярко-алого цвета, говорящие о любви и насилии одновременно.

Груди, из которых стекают молочные «слёзы» — метафора материнства, боли и nourishment.

Улыбающиеся змеи, закрученные в пружину, — образ соблазна, опасности и скрытой энергии.

Её персональная выставка «Nicho Candela» (Богота, 2025) стала идеальной возможностью проследить эту связь. Работы разных лет, собранные вместе, раскрыли obsessions художницы: свобода, эротизм, материнство и протест против патриархального насилия.
Банджо и богиня из стекла
«Глина и музыка для меня — два взаимодополняющих языка. Иногда песня рождается из формы, которую я леплю руками, а иногда керамическое изделие рождается из ритма или мелодии, которые преследуют меня. Оба возникают из одного места: из потребности сказать то, что я чувствую, преобразовать гнев и любовь во что-то осязаемое».
Андреа Эчеверри о связи музыки и керамики
Ovarios Calvarios: самый громкий арт-проект о насилии над женщинами

Наиболее политически заряженным и социально значимым стал её проект «Ovarios Calvarios» («Яичниковые муки» / «Кальвария яичников»), прошедший в музее Клаустро-де-Сан-Агустин в 2021-2022 гг.
Контекст, который шокирует: На момент открытия выставки в Колумбии было зарегистрировано более 106 тысяч случаев гендерного насилия, 76% жертв — женщины. К февралю 2025 года число фемицидов в стране выросло на 50% по сравнению с предыдущим годом. Эчеверри создавала свои работы в этом болезненном социальном поле.

Выставка открылась 26 ноября — на следующий день после Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Это был осознанный жест, превративший арт-пространство в место памяти и силы.
Банджо и богиня из стекла
«Эта выставка — коллективная песня. Речь идёт не только о моём голосе, но и о всех голосах, которые были заставлены замолчать. Слёзы этих глиняных лиц — за всех нас. Зеркало внутри вульвы нужно для того, чтобы агрессор увидел в нём своё отражение, чтобы он понял, какой ужас он совершает. И чтобы мы увидели себя и помнили, что мы не одни».
Андреа Эчеверри о смысле выставки Ovarios Calvarios
Интересный факт: Проект был не просто выставкой керамики, а иммерсивной инсталляцией. В collaboration с мощными голосами латиноамериканской сцены — Vivir Quintana, Las Añez и La Muchacha — Эчеверри создала саундтрек из песен-манифестов: «Ovarios», «Plañidera» («Плакальщица») и «No se viola» («Не насилуют»). Видеоклипы к ним также стали частью экспозиции, а керамические объекты ожили в качестве реквизита и костюмов.
Центральные объекты, которые заставляют замереть:


  • Восемь гигантских плачущих лиц. Собранные из частей, с подвижными конструкциями-«слезами», они — молчаливые плакальщицы по бесчисленным жертвам. Некоторые лица окружены грудями, из которых капает молоко, смешивая слёзы боли и nourishment в одну метафору.
  • Керамические вульвы с зеркалами внутри. В складках глины художница разместила зеркала, а вокруг них — имена реальных жертв и выживших: София, Dayana, Мария... Это самый мощный приём. Зритель, читая имя, видит в центре объекта собственное отражение. Посыл ясен: это могла быть ты. Это мог быть я. Женское тело — первый дом каждого человека — не должно быть мишенью для насилия.
  • Керамические «лозунги», покрытые яркой красной глазурью. Надписи варьируются от горьких метафор до прямых призывов: «... nunca más atrapadas / más bien libres...» («... никогда больше не в ловушке / лучше свободными...»).
Банджо и богиня из стекла
«Как можно совершать насилие над первым домом, который был у каждого из нас? Над местом, откуда мы пришли, которое давало нам тепло и пищу. Это значит нападать на саму жизнь в её источнике. Поэтому я леплю эти органы — чтобы напомнить об их священности и чтобы denounce осквернение».
Андреа Эчеверри о женском теле и насилии
Заключение: искусство как мост и оружие
Творчество Андреа Эчеверри — пример тотальной художественной искренности. Она не разделяет музыку и визуальное искусство, activism и личное переживание. Через свои сюрреалистичные, folk-вдохновленные образы она строит мосты между людьми, заставляя вспомнить об общей человечности, и одновременно создаёт острое оружие против несправедливости. Её голос звучит одинаково мощно — льётся ли он из динамиков или emerges from the clay, напоминая о том, что у искусства есть не только сила восхищать, но и обязанность — защищать.
Банджо и богиня из стекла
«Искусство не может быть безразличным. Если оно не служит тому, чтобы discomfort, обнимать, ставить под вопрос или исцелять, тогда зачем оно? Моё творчество — это моя траншея, мой способ быть в мире и пытаться изменить его, хотя бы немного».
Андреа Эчеверри об искусстве и протесте
Aterciopelados — голос латиноамериканской альтернативы
Aterciopelados (с исп. — «бархатные») — одна из самых влиятельных и знаковых групп в истории латиноамериканского рока. Коллектив, основанный в Боготе в 1990 году Андреа Эчеверри (вокал, гитара) и Эктором Буйтраго (бас-гитара, продюсирование), стал голосом целого поколения, мастерски смешав рок, панк, поп с традиционными колумбийскими и латиноамериканскими ритмами (кумбия, болеро, самба), электронными экспериментами и психоделией.

Их музыка легко узнаваема: за мелодичной, порой почти попсовой, оболочкой скрываются остросоциальные и глубоко личные тексты. Группа никогда не боялась говорить о проблемах окружающей среды, насилии, политической коррупции, феминизме и социальном неравенстве, делая это с поэтической образностью и искренностью.
Эволюция звучания и главные альбомы
  • Ранние годы (1990-е): Начав с более сырого панк-рока и гранжа, группа быстро нашла свой фирменный саунд. Альбом «El Dorado» (1995) принёс им первую международную известность благодаря хитам like «Bolero Falaz».

  • Расцвет и международное признание (конец 1990-х - 2000-е): Альбом «La Pipa de la Paz» (1996) с культовым треком «La Pipa de la Paz» и новаторский «Caribe Atómico» (1998) укрепили их статус новаторов. Пиком международной карьеры стал альбом «Gozo Poderoso» (2000), номинированный на Latin Grammy и «Грэмми» в категории «Лучший латинский рок/альтернативный альбом». Это идеальный пример их зрелого звучания — электронный, но органичный, мощный и мелодичный.

  • Зрелое творчество (2010-е — н.в.): После перерыва группа вернулась с ещё более социально ангажированными работами: «Río» (2008) об экологии, «Claroscura» (2016) и «Vívelo» (2023), где они блестяще соединили актуальные темы с проверенным временем звуком.
Главные произведения
(ТОП-5 треков, которые должен знать каждый)
  1. «Florecita Rockera» — неофициальный гимн латиноамериканской альтернативной сцены, гимн свободе и бунту.
  2. «Bolero Falaz» — эталонная баллада, где сочетание меланхоличного болеро с рок-гитарами создало абсолютный хит.
  3. «La Pipa de la Paz» — ироничный и запоминающийся трек, критикующий лицемерие общества.
  4. «El Álbum» — мощный трек о силе женщин и женской солидарности, ключевой для понимания творчества Эчеверри.
  5. «Cosmo Serpentín» — яркий пример их сюрреалистичных текстов и умения создавать невероятно catchy-музыку с глубоким смыслом.
Награды и влияние:
Aterciopelados — лауреаты нескольких премий Latin Grammy и номинанты американской «Грэмми». Они стали первопроходцами, открывшими миру современную колумбийскую музыку за пределами шаблонов «сальсы» и «вальенато». Их влияние чувствуется в творчестве countless артистов по всему миру, от Mon Laferte до современных инди-коллективов.

Группа остается активной и сегодня, продолжая выпускать музыку, которая одновременно радует слух и заставляет задуматься, оставаясь верной своей миссии — говорить о важном через искреннее и красивое искусство.
Made on
Tilda