Растущие рынки:
Банджо и богиня из стекла

"Современный китч сознательно играет с банальностью, становясь метакомментарием о потребительской культуре."

Томас Кулик (арт-критик)
При высоком спросе и ценах, приближающихся к 100 000 долларов, американский художник Банджо создаёт инновационные стеклянные скульптуры, которые со временем превратились в объекты изобразительного искусства. Его работы представляют собой уникальное сочетание поп-сюрреализма и культуры употребления марихуаны, формируя новый, необычный эстетический язык.
Банджо и богиня из стекла
Даже коллекционеры, ценящие крайние проявления и ощущение адреналина, связанного с жизнью вне закона, могут быть удивлены, обнаружив произведения изобразительного искусства, возникающие в необычной сфере, где галереи и инновационное стекло пересекаются с опьянением от гашиша. Недавнее законодательство во многих штатах США освободило марихуану из жёстких рамок закона, которые ранее вынуждали её употребление происходить в подполье, в тени и секретности. В результате появилась неожиданная новая форма искусства, уникальная для этих самых обстоятельств, но при этом выходящая на художественную сцену с необычайно развитым вторичным рынком.

Смешение форм часто становится признаком инновации. Новые сочетания уже устоявшихся тем несут за собой волнующее и немного тревожное чувство восторга, вызванное свежестью новизны и приятным ощущением непривычных переживаний. Это приятное сенсуальное наслаждение особенно ярко проявляется в творчестве Банджо — одарённого и предприимчивого художника, который одним из первых начал заниматься переходным бизнесом, связанным с созданием высокохудоженных стеклянных скульптур как формы изобразительного искусства.
Мягкая стеклянная мафия
На протяжении веков мягкое натриево-известковое стекло было традиционной областью мастерства венецианских стеклодувов, которые в уединённых мастерских гильдий за стеклянной завесой почти мафиозной скрытности осваивали искусные техники придания цвета и закручивания стекла. Из него создавались бутылки и банки, изящная посуда, бусины, сложные украшения, роскошные люстры и сентиментальные сувениры. Методы производства тщательно охранялись как секреты: в XIII веке мастера-стеклодувы, входившие в гильдии и жившие на острове Мурано, подвергались суровым наказаниям — их даже могли приговорить к смерти, если они попытались бы покинуть привилегированное и замкнутое сообщество, где они находились. За теми, кто всё же решался на бегство, отправляли убийц, чтобы ликвидировать нарушителей.

В этой сжатой культуре конкуренции и элитарности развивались удивительные и деликатные инновации, благодаря которым впервые были созданы изделия всех оттенков радуги и сложнейшие узоры из вытянутых и выдуваемых трубочек (cane) и других техник, воплощённые в изящные формы и плавные линии благодаря мастерству высококлассных ремесленников. Самое изысканное стекло стало символом роскошного достатка, собираемого аристократической публикой ценителей искусства.

В XX веке значительная часть продукции венецианских стекольных мастерских приобреталась туристами и хранилась в коллекционных шкафах дома как напоминание о знакомстве с миром коллекционирования. Её ценность определялась ограниченностью рынка, вызванной секретностью источников изготовления и древностью происхождения.
Банджо и богиня из стекла
Твёрдое боросиликатное стекло, изобретённое в XIX веке, стало основным материалом для лабораторного оборудования, поскольку оно обладало исключительной прочностью и могло выдерживать значительные перепады температур. Из-за своей обыденности оно долгое время не пользовалось вниманием со стороны богатых коллекционеров. Однако совсем недавно ситуация изменилась: новаторские американские художники нашли способ ввести в состав стекла яркие оксиды, придающие ему насыщенные цвета. Художники, такие как Банджо, начали создавать неожиданные и запоминающиеся скульптуры, объединяя разные эстетики в чём-то совершенно новом и смелом. Именно эта нестандартная смесь стилей и подходов придала изделиям из боросиликатного стекла художественную ценность и привлекла внимание широкой аудитории.
Запрещённое стекло
и поп-арт
В 1990-х годах любители марихуаны наслаждались вдыханием каннабиса через примитивные трубки, которые изготавливали новаторские стеклодувы, такие как Боб Снодграсс. Банджо освоил основы ремесла изготовления трубок, присоединившись в 1980–1990-х годах к хипповому шествию, следовавшему за группой Grateful Dead. Он продавал свои изделия на рынке Deadhead, который собирался снаружи концертных залов и театров, а также путешествовал по местам проведения радужных сборищ в лесах.

Однако вскоре он почувствовал, что простые трубки, которые он делал и продавал, не приносят ему внутреннего удовлетворения. В своё время он бросил художественный колледж за год до окончания, чтобы пойти по пути свободной богемной жизни, которую вела его поколение, во время учёбы в университете Сиена-Хайтс, где он изучал скульптуру и историю искусства. Его творческий порыв оставался нереализованным в рамках ограниченных возможностей формы трубки и чаши, поэтому он вскоре начал создавать более сложные изделия — всё более изощрённые конструкции с множеством изгибов и поворотов между мундштуком и чашей.

Банджо привлекали образы мультяшных персонажей и иконы популярной культуры. Он начал создавать стеклянные фигурки девушек на мотоциклах, а также героев «Трансформеров» — Мегатрона и Оптимуса Прайма. Художник освоил сложные методы окрашивания стекла, вдувая золотую и серебряную пыль в раскалённую стеклянную массу под пламенем своего голубого горелочного огня.

Так он начал создавать функциональное искусство, а став отцом, увидел в этом возможности для получения стабильного дохода, способного обеспечить растущую семью.
Банджо, «Фрактальная пенная богиня»
Банджо, «Фрактальная пенная богиня», боросиликатное стекло, 2024 год
Его первыми клиентами были подпольные торговцы марихуаной, располагавшие свободными средствами и готовые их тратить. Они с энтузиазмом отреагировали на его сложные скульптурные работы, используя всё более изощрённые трубки не только по назначению, но и собирая их исключительно за их художественную ценность. По мере того как законодательство США в области каннабиса становилось мягче, тайные дилеры превращались в легальных предпринимателей с реальными магазинами, а богемные маргиналы — в обывательских бизнесменов. Банджо следовал за этим новым, быстро растущим рынком своего искусства.

Именно в этот период его амбиции также начали расти. Культура употребления марихуаны стала восприниматься обществом как допустимая, пусть и остающаяся на грани нормы часть повседневной жизни среднего класса. Постепенно продукты из каннабиса приобрели статус, сравнимый с изысканными винами: появились разборчивые ценители, предпочитавшие определённые сорта травы, а также региональные различия вкуса и качества. Искушённые курильщики начали ценить не только сам процесс, но и эстетику, связанную с принадлежностями для курения, выбирая красивые и качественные трубки, которые могли бы усилить и дополнить их удовольствие от использования.

Цены на работы Банджо выросли до десятков тысяч долларов.
Духовное наполнение
Яркое свинцовое стекло некогда наполняло сияющие витражи величайших церквей и соборов западной цивилизации, создавая визуальный путь к духовному преображению. Банджо стал одним из первых участников того уникального момента, когда пересеклись духовный опыт употребления марихуаны и традиция создания «духовного» стекла церквей, удовлетворяя как практические, так и эстетические потребности курильщиков.

Однако его личный духовный путь был непростым. Его отец был фермером-молочником из Среднего Запада, а мать — свободолюбивой хиппи, вернувшейся к естественному образу жизни; она приняла веру бахаи, представляющую собой восточное ответвление шиитского ислама. Вскоре родители развелись, и Банджо вырос, напевая молитвы бахаи, катаясь на скейтборде и слушая рэп после школы, а по воскресеньям посещал службы и пел баптистские гимны.
Банджо, «Графеновая богиня»
Банджо, «Графеновая богиня», боросиликатное стекло, 2021 год
Каннабис как путь к Богу. В некоторых течениях индуизма марихуана рассматривается как путь к божественному. Под влиянием альтернативных религиозных учений, которые Банджо обнаружил на своём пути в хипповской культуре, он начал создавать скульптуры, изображающие богов индуистского пантеона. Образы слоноголового Ганеши и танцующего Шивы стали его новыми художественными темами. В своих работах он соединял приёмы создания узоров и цветовых композиций, характерные для мягких стекольных техник, с яркими формами и чёткими изгибами твёрдого стекла.

Однако влияние на творчество Банджо не ограничивалось лишь иконографией индуистских божеств. Его стремление к изощрённости привело к тому, что он обратился к образам и идеям таких мастеров визуального искусства, как Ханс Рудольф Гигер — гениальный дизайнер, создавший образы для фильма «Чужой», чьи биоморфные формы соединили машины и живые организмы в зрелища ужаса и возвышенного наслаждения; а также Алекс Грей, чьи пророческие работы сочетали анатомические образы, размышления о кундалини и духовность, оказавшие сильное влияние на целое поколение искателей истины.

В результате скульптуры Банджо стали исключительно сложными по форме и концепции. Они соединили в себе поп-сюрреализм и духовное преображение, высокое искусство и функциональность, строгие конструкции из твёрдого стекла — с изящными, плавными линиями мягких форм.
Cтеклянный рынок
В 2016 году Банджо познакомился с куратором поп-сюрреализма Грегом Эскаланте, который был не только известным, но и очень новаторским человеком. Вскоре после их встречи Эскалант организовал выставку работ Банджо вместе с другими значимыми представителями лоуброу (lowbrow) подземного художественного движения Лос-Анджелеса. Таким образом, Банджо официально вошёл в мир изобразительного искусства.

Однако уже в следующем году Грег Эскалант умер, и Банджо, глубоко опечаленный утратой нового друга и наставника, временно отдалился от общественной художественной жизни, вернувшись в своё творческое пространство — мастерскую. Недавнее участие в проекте The Chambers Project стало для него знаком возвращения в профессиональное коммерческое представительство.
Банджо, «Исида»
Банджо, «Исида», боросиликатное стекло, 2016 год
Ценители искусства и инвестиции в эстетику Банджо. Сведущие коллекционеры, которые умеют распознавать ценность смешения стилей и подлинную новизну, уже сейчас активно инвестируют в эстетику творчества Банджо. Его работы представляют собой удачное сочетание настроения современной эпохи и новых технических приёмов, разработанных в процессе создания высокого искусства. У Банджо редко бывает готовая продукция на складе, поскольку спрос на его работы значительно превышает предложение, а цены на крупные произведения постепенно приближаются к отметке в 100 000 долларов.

Первыми его клиентами были тайные дельцы наркотиков, затем, после либерализации законодательства, к ним присоединились обеспеченные любители марихуаны. Таким образом, сформировался отдельный, но процветающий вторичный рынок его произведений. По некоторым свидетельствам, коллекционеры уже сегодня получают доход в размере 100–200% от своих первоначальных вложений в идеальные экземпляры его работ.

Его стеклянные скульптуры отличаются необычностью подхода и подлинностью исполнения — они совершенно не похожи на стандартные изделия, выпускаемые традиционным художественным рынком. То, что начиналось как изготовление простых трубок для поклонников Deadhead, со временем превратилось в сложное и уникальное художественное направление, которое развивает успешный мастер, ориентируясь на запросы узкой, но высоко развитой ниши.

Однако тем, кто интересуется его творчеством, не стоит удивляться, если в его произведениях всё ещё можно обнаружить элементы, напоминающие о функциональном предназначении: например, трубку, заканчивающуюся мундштуком или чашей. Эти маленькие «пасхальные яйца» служат напоминанием о маргинальных истоках этих светящихся и почти священных объектов искусства.
Made on
Tilda