Историк искусства Линда Нохлин описывает стиль Штеттхаймер как «лёгкий, как паутинка, искусно сложный; иконография — утончённая, загадочная и наполненная личными отсылками». Её персонажи узнаваемы, но упрощены и слегка вытянуты. Её цвета то яркие и насыщенные, то воздушные и рокайльные. В одном из своих стихотворений она размышляла:
«Моё отношение — это любовь
Ко всему этому обожанию,
Ко всем этим украшениям,
Ко всем этим цветам,
Ко всему этому блеску творения».
Неудивительно, что многие критики интерпретируют её работы через призму эссе Сьюзен Сонтаг «Заметки о кэмпе» (1964). Утверждения Сонтаг о том, что кэмп — это «способ видеть мир как эстетический феномен», что его следует воспринимать «не в терминах красоты, а в терминах степени искусственности, стилизации» и что кэмп предлагает новую перспективу, в которой «можно быть серьёзным по отношению к легкомысленному и легкомысленным по отношению к серьёзному», — кажется, идеально описывают сцены Штеттхаймер.
Вершина творчества Штеттхаймер — цикл «Кафедралы»
Венцом её творчества стали четыре полотна из серии «Кафедралы»:
«Кафедралы Бродвея» (1929),
«Кафедралы Пятой авеню» (1931),
«Кафедралы Уолл-стрит» (1939),
«Кафедралы искусства» (1942).
Они масштабны (около 5 футов в высоту и чуть более 4 футов в ширину) и насыщены персонажами — как известными, так и анонимными, величественными архитектурными элементами, текстовыми деталями, а также явными и загадочными символами.
Слово «кафедрала» отсылает к религии, но вместо поклонения богам американцы поклоняются искусству, деньгам, зрелищам и обществу. Религиозная образность проявляется в арочной форме алтаря, обрамляющей центральное изображение каждой картины (напоминая фрески Джотто в Капелле Скровеньи), а в «Кафедралах искусства» сама Штеттхаймер изображена справа в роли «крёстной» (commère), а её друг Роберт Лёкнер слева — «крёстного» (compère), что перекликается с традицией изображения донаторов в религиозных картинах эпохи Возрождения, приглашающих зрителя в сцену.
Несмотря на аллюзии и алтари, эти картины совершенно и беззастенчиво светские. Они прославляют американские мечты, развлечения, героев, иконы и «хранителей ворот» — всё в самом экстравагантном и искрящемся стиле.
Конечно, можно относиться скептически или даже враждебно к миру привилегий, потребительства и знаменитостей, изображённому в серии «Кафедралы». Можно даже обратиться к работе Ги Дебора «Общество спектакля» (1967) и использовать его слова:
«Спектакль — это стадия, на которой товар полностью колонизировал социальную жизнь. Овеществление не просто видно — мы больше не видим ничего другого; мир, который мы видим, — это мир товара», чтобы критиковать видение Штеттхаймер. Однако, откровенно говоря, её картины слишком увлекательны, слишком мастерски исполнены и слишком точно передают дух времени и места, чтобы полностью принять такую точку зрения.