Сфрагистика

Сфрагистика – от греческого sphragis (печать) – наука о печатях, возникшая сравнительно недавно, примерно сто лет назад.
Увеличение интереса к исследованию актовых печатей (булл) Древней Руси связано с основополагающими исследованиями и трудами основателей сфрагистики: академиков Н.П. Лихачева, Б.А. Рыбакова, профессора В.Л. Янина, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН П.Г. Гайдукова, кандидата исторических наук Шандоровской В.С. и другими не менее преданными науке исследователями.
В их работах показаны, помимо характеристик и визуализаций печатей, мест их нахождения, тщательно проработанные и содержательные рассказы о биографиях светских и церковных феодалов, чья деятельность была отражена в буллах, а самое главное, обоснованное сопоставление артефактов с их прежними владельцами, от чьего имени создавались документы или кем они подтверждались.
Русская сфрагистика стала формироваться во второй половине XVII века в связи с возрастанием интереса к родословной и гербоведению («Титулярник», 1672). В 18 – нач. 19 вв. об­зо­ры и опи­са­ния пе­ча­тей да­ли В. Н. Та­ти­щев, Н. И. Но­ви­ков, Н. М. Ка­рам­зин. К первым уникальным исследованиям по русской сигиллярной науке относится труд Е. А. Болховитинова (1818). Ис­сле­до­ва­ние мар­ки­ро­вок до 18 в. выпол­нено А. Б. Ла­кие­ром (1855), П. И. Ива­нов издал пер­вый сбор­ник мар­ки­ровок (1858). Фундамент современной русской бонистики заложил Н. П. Лихачёв в конце 19 века – 1920-х годах.
Он выделил ключевые категории древнерусских печатей, предоставил их хронологическую атрибуцию, определил заказчиков, продемонстрировал связь с византийскими печатями. А. В. Орешников (1903) продемонстрировал взаимосвязь сфрагистики и нумизматике, значение изучения печатей для российской истории и археологии. Многочисленные находки печатей в археологическом контексте, особенно связанном с княжескими резиденциями (Рюриково городище, Довмонтово городище в Пскове и др.), обусловили качественно новый этап русской сфрагистики, отражённый в работах В. Л. Янина, продолженных М. П. Сотниковой, С. В. Белецким, П. Г. Гайдуковым, Т. А. Чуковой, Э. А. Гордиенко и другими. Основные коллекции: Эрмитаж, Новгородский музей-заповедник, Исторический музей и др.
Известные ученые в области сфрагистки:
Лихачёв, Николай Петрович
Антипович, Константин Ерофеевич
Бернд, Христиан Самуэль Теодор
Шодуар, Станислав Иванович
Янин, Валентин Лаврентьевич
Титов, Анатолий Кириллович
Герасимов, Тодор
Гайдуков, Пётр Григорьевич
Семкович, Владислав
Зварич, Владимир Васильевич
Шлюмберже, Леон-Гюстав
Чхаидзе, Виктор Николаевич
Дуэ д’Арк, Луи-Клод
Печати эпохи феодальной раздробленности древнерусского государства представляют собой одни из артефактов, первоисточников делопроизводства и документооборота времени формирования государства, процветания, раздробленности Руси и последующей централизации власти. Они отражают самоосознание и осмысление своей роли в управлении высшими светскими и духовными инстанциями.

Следует выделить уникальную эстетику в дизайне печатей. Большинство печатей (оттиски из металла) представляют собой рельефные изображения святых небесных хранителей князей, Вседержителя и Пресвятой Богородицы, а также доброжелательную надпись. Это своего рода изящная металлопластика, талисманы сообщений и одновременно молитвенное почитание владельца печати (князя, военачальника, чиновника, церковного иерарха, городских управителей, купцов).

Множество печатей содержит изображения самого феодала и символов Рюриковичей (тамги), что позволяет современному поколению понять, как выглядели князья, их вооружение, мода и художественные предпочтения правящего сословия тех веков. Исследование канонических образцов ликов святых приносит особое эстетическое наслаждение.
Из-за того, что до нашего времени сохранились лишь редкие прижизненные изображения Русских правителей, прекрасно сохранившиеся на печатях их образы имеют колоссальную ценность. К примеру, обнаружено значительное количество печатей с изображениями Великих князей — потомков Ярослава Мудрого, но нам не известно, как выглядел при жизни его удалённый наследник – Александр Ярославич Невский.

В коротком и сжатом тексте печати звучал основной и важный месседж её обладателя. Политические акценты, автономия и заявление о самодостаточности, изображение образов святых и самого владельца печати сосредоточили ключевые мировоззренческие идеи и предпочтения владельца. Оно базировалось на влиянии Византии, а также на традициях, уровне и мастерстве мастеров, резчиков матриц (буллоториев), духовной установки и канонов церкви, множества других факторов. Печати раннего средневековья свидетель­ствуют о влиянии византийских образцов не только в Киев и Чернигов, но и в Великий Новгород и об отсутствии отставания древнерусских памятников изобра­зительного и прикладного искусства от иконографических тенденций того времени. Финансовое положение феодала периода расцвета и стабильности государства в течение XI века позволяло нанимать мастеров из Константинополя, но дальнейшее замещение византийских мастеров русскими, греческого текста кириллицей и сформировало отличительный от Византии художественный стиль, который отразился в значительном количестве прекрасных памятников сфрагистики.
Следующий спад эстетических стандартов и упрощение форм художественного языка, обусловленные внешними и внутренними факторами, отразились на эстетическом и художественном оформлении булл.

В эпоху позднего средневековья образы на печатях упрощались, становились схематичными и условными, использовались тексты без изображений, в Великом Новгороде применялись символы концов (районов), а на печатях Совета господ этой республики размещали изображения мифических существ.
Данные о печатях могут быть полезны исследователям, выявившим незнакомые им формы отпечатков печатей, находящихся в личной коллекции, их количество и местоположение. Многие из объектов ранее не были записаны в литературе и служат примерами для определения предыдущего владельца штампа, его назначения и области применения.

Коллекционеры сфрагистики, анализируя изображения с детальным описанием печатей, возможно, уловят некоторые детали, на которые ранее не обращали внимания, и смогут по-новому оценить свои коллекции. Любители истории могут ближе ощутить атмосферу ушедших времён, проникнуться образами князей и святых покровителей, некогда возглавлявших наше государство. Новое поколение может обнаружить в данном материале направление для изучения истории и государственности, что станет основой для формирования сфрагистических знаний будущих профессиональных историков, коллекционеров и ценителей своей Родины.
Начальное свидетельство о печатях древней Руси встречаем в летописях Нестора с изложением содержания соглашения о мире между царем Византии Лакапиным и князем Игорем Рюриковичем в 944 году.

В второй стать договора написано: «Великий князь Русский и Бояре его да отправляют свободно в Грецию корабли с гостьми и Послами. Гости, как было установлено, носили печати серебряные, а Послы золотые: отныне же да приходят с грамотою от Князя Русского, в которой будет засвидетельствовано их намерение, также число людей и кораблей отправленных. Если же придут без грамоты, да содержатся под стражею, доколе известим о них Князя Русского. Если станут противиться, да лишаться жизни, и смерть их да не взыщется от Князя Русского. Если уйдут в Русь, то мы Греки, уведомим Князя об их бегстве, да поступит он с ними, как ему угодно».

Следует подчеркнуть, что до текущего момента сохранились лишь отдельные экземпляры золотых и серебряных печатей. Явно, что в тот период использовались покрытые золотом свинцовые печати. В последующей третьей статье говорится: «…Любая ткань, приобретенная Русскими, по цене свыше 50 золотников (или червонцев), должна быть ему представлена, чтобы он приложил к ней свою печать». Это свидетельствовало о применении купцами древней Руси торговых пломб для ведения финансово-хозяйственной деятельности, в том числе с Византией.
Примечательно, что ссылка на деятельность института документооборота, с обязательным использованием печатей, упоминается в первых статьях мирного соглашения. Это подчеркивает важность данного института и необходимость применения печатей.

Одновременно следует подчеркнуть, что при Игоре Рюриковиче на Руси уже стало популярным обязательное применение печатей как в дипломатической области, так и в торговле.

В 971 году наследник князя Игоря Рюриковича Святослав, после затяжной конфронтации с Византией, подписал новый мирный соглашение с греческим царем Цимискием. Основная идея этого соглашения заключалась в гарантии Русских больше не нападать на греков. Нестор отмечает: «…В подтверждение чего мы составили соглашение на данной хартии и собственными печатями заверили».

Указанное выше свидетельствует о использовании Великими князьями в документации обязательного элемента княжеской и царской власти при заключении соглашений – гербов. Данная часть соглашения зависит от практики применения и, на мой взгляд, обязательные гербы использовались задолго до упоминания в летописи.

Содержание документа относительно несложно подделать, тогда как фальсификация знака требовала технических средств, матриц и прочего, что в случае обнаружения наказывалось смертной казнью. Это также подтверждается большим количеством находок знаков с пробитым отверстием для повторного крепления к документу после отсоединения от него, поскольку знак являлся неотъемлемой частью документа.
До настоящего времени средневековые печати в основном сохранились без документов, которые сгнили или были утрачены по другим причинам. В связи с этим, более ста лет многие исследователи занимаются попытками выявления прежнего владельца, многие печати не идентифицированы, либо установленная связь с владельцем вызывает споры.

Установление владельца печати, принимая во внимание ограниченность исторических источников, недостаточное освещение жизнедеятельности, а иногда при полном отсутствии какой-либо информации, представляет собой крайне важную задачу. Идеальным методом определения обладателя печати является наличие в летописи христианских (крестильных) имен князя, княгини или другого светского чиновника, совпадение мест находок и ареалом их правления и пребывания. Места нахождения булл и привязка их к князьям, светским и церковным чиновникам по принципу территориальности правления, является надежным и устоявшимся методом идентификации обладателей печатей.

В большинстве случаев правителей в процессе государственной службы меняли территории правления, но иногда и снова возвращались на предыдущие, что приводит к необходимости уточнения и конкретизации княжеских указов по определенному времени правления. Изменение мастерами изображений стиля художественного оформления печатей в некоторых случаях помогает решить эту задачу.

Часто, исследование мест обнаружения печатей, сопоставление с эпохами и географией деятельности титулованных собственников, наглядно предоставляет заключение о использовании собственниками определённых видов печатей в конкретный временной отрезок, с точностью до года.
Следует подчеркнуть временные изменения в печатях, размерах, толщине заготовки, корректность применения греческого языка и его дальнейшую замену русским, а также уточнение исполнения святых. Последнюю интерпретацию периодизации использования определенных художественных и эстетических типов матриц и последующее отнесение печатей к конкретным феодалам осуществили профессор В.Л. Янин и доктор исторических наук, член-корреспондент РАН П.Г. Гайдуков. Указанная работа является основополагающей, а возможные поправки и уточнения допускаются в связи с появлением нового комплекса артефактов в хорошем состоянии.

Некоторые печати не отнесены к времени использования и принадлежности феодалу, в связи с чем, предлагается обсуждаемый подход их атрибуции.

Множество печатей частично дополняют ранее изученные. Они описаны, сфотографированы и зарисованы в сборниках и каталогах других авторов. Мягкость свинца, долгосрочная их эксплуатация, плохое состояние булл связано с их нахождением в агрессивной среде, что приводит к появлению коррозийных раковин, гниению шнура. Частое разрушение печати вдоль шнура на две части ставит задачей заполнение отсутствующих фрагментов изображения и текста, что в обязательном порядке обеспечит более целостное описание и обогатит информационный ресурс знаний для дальнейшего научного использования.
Технология изготовления печатей
Необходимо кратко описать технологию изготовления печатей.
В форму для отливки, состоящую из двух каменных (известковых) плит вставлялся шнур, прикреплённый к будущему свидетельству. Форма представляет собой две идеально ровные плиты с углублением круглой формы под печать с обеих сторон и отливной канал для заливки свинца. В месте будущего расположения шнура свидетельства, по центру печати, делали более глубокую выемку. Для симметричного совмещения углублений использовали штыри, вставляемые в подготовленные заранее выемки, либо в сквозные отверстия. Через литейный канал вливали расплавленный металл, который заполнял углубления в двух частях формы, включая шнур, натянутый по центру будущей заготовки печати, в месте, предусмотренном для шнура. В результате шнур оставался внутри металла. Скорость операции и последующее охлаждение металла не давали шнуру обгореть.
Осталось значительное число форм для печатей, без оттиска.
Данный вариант отлит без выемки под шнур, т.к. значительная толщина и размер заготовки не ухудшает её качество.
Данные экземпляры показывают выборку под шнур в форме для отливки.
Данные экземпляры показывают выборку под шнур в форме для отливки.
Ещё один вариант - «линзовидный»
В будущем, созданный пакет запечатывался. Свинцовая заготовка фиксировалась в подобные «плоскогубцы» — болтотрий, и при ударе молотком, выбитый внутренний текст или рисунок оттиснулся в свинце с обеих сторон.
Византийский буллоторий (Byzantine lead Seal)
Печати Великого князя
Ярополка II Владимировича
Печати Великого кн. Ярополка II Владимировича, христианское имя Иван Васильевич, род. 1082 г., (Смоленск) 1103 – 1114 гг., (Переяславль) 1114 – 1132 гг., (Киев) 1132 – 18 февраля 1139 гг.
Четвёртый сын Великого кн. Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиты Уэссексой.
Печать с литьевым каналом
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Иоанна Предтечи, в левой руке, у плеча, держит крест. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: четырёхстрочная надпись «ГНПО/МОЗИР/АБУСВО/ЕМУИВА/НУ». Вокруг точечный ободок.
20х23; 6,97 г., литьевой канал не обрезан и раскрывает технические особенности изготовления заготовки.
В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков «Актовые печати древней Руси Х-ХV в.в.». М. 1970, 1996.
Византийские вислые печати
Византийская вислая печать
Печать Патриарха Константинопольского Михаила I Кирулария (греч. Μιχαήλ Α’ Κηρουλάριος; около 1000—21 января 1059) — Патриарх Константинопольский (1043—1058 годы).
Лицевая сторона: изображение крестообразной инвокативной монограммы призыва божественной помощи в виде креста и греческих букв (тип V по В. Лорану)[1]. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: четырёхстрочная греческая надпись «МИХАНЛ/ПАТРIКА/СТIАSВIСО/**КС**» — Михаила Патриарха Константинопольского. Вокруг точечный ободок.
Древнерусские печати с изображением знака Рюриковичей
Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей (княжеской тамги) с двух сторон.
Печать князя Брячислава Изяславича (Полоцк) 1003 – 1044 гг., (Луцк) 1015 – 1044 гг.
Сын князя Изяслава Владимировича.
Лицевая сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку князя Изяслава Владимировича в несколько упрощённом виде. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку князя Изяслава Владимировича в несколько упрощённом виде. Вокруг точечный ободок.
Ранний вариант Древнерусской печати с изображением знака Рюриковичей (княжеской тамги) с одной стороны и благожелательной надписи с другой
Печати Великого князя Всеслава (Чародея – Вещего) Брячиславича, (Полоцк) 1044 – 1067, 1069, 1071 – 24 апреля 1101 г.г., (Киев) 14 сентября 1068 – апрель 1069 гг.
Сын полоцкого князя Брячислава Изяславича.
Лицевая сторона: изображение княжеской тамги – знака Рюриковичей в виде трезубца, с крестом посередине. Тамга соответствует знаку князя Изяслава Владимировича в несколько упрощенном виде. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «-ДЪ-/NЪСЛО/ВО».
Печати Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого
Печати периода расцвета мастерства резчиков буллоториев (гравёров по металлу), В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков небезосновательно предположили, как приглашённые Византийские мастера.
Печати Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого, христианское имя Георгий.
Родился ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь Ростовский (987—1010), князь Новгородский (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).
Сын Великого князя Владимира Святославича.
Лицевая сторона: погрудное изображение святого Георгия, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копьё, в левой щит. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пяти строчная надпись «+KERO/ТѡСWДѡГE/ЕWРГIѡ» , т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Георгию». Вокруг точечный ободок.
Вариант изображения св. Георгия в полный рост.
Лицевая сторона: изображение святого Георгия в полный рост, одетого в латы, поверх накинут плащ, в правой руке копьё, левая рука согнута в локте, которой держит щит. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: пяти строчная надпись «+*ЕРЕО/К*МОЕI/ТѡСWДО*/ЛѡГЕW*/ГIѡ» , т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Георгию». Вокруг точечный ободок.
Печать Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого, применимая в голубиной почте.
Лицевая сторона: погрудное изображение святого Георгия, одетого в латы, поверх плащ, с фибулой, держащего копьё в правой руке и со щитом в левой руке. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: трёхстрочная надпись«+KERO,/ГЕWРГ,/ИАР» , т.е. с греческого: «Господи помоги Георгию Архонту (правителю)». Вокруг точечный ободок.
Н.А. Алексеенко. «Коммеркия и коммеркиарии Херсона в IX-X в.в.», «Сфрагистика и история культуры». СПб. 2004.
Ниже печати детей Ярослава Мудрого. Для наглядного понимания оформления изображений на гербах, представлены главные виды наиболее распространенных печатей.
Печати Великого князя Изяслава I Ярославича
Печать с двух сторон изображения святых, небесных покровителей князя.
Аверс (условно) — изображение святого (крестильное имя) князя, реверс — изображение святого (крестильное имя) отца, т.е. на печати отображено имя и отчество князя.
Печати Великого кн. Изяслава I Ярославича, христианское имя Дмитрий Георгиевич род. 1024 г., (Туров) до 1052 г., (Новгород) 1052 – 1054 гг., (Киев) 1054 – 1068 гг., 1069 – 1072 гг., 1076 – 1077 гг.
Второй сын Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого.
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Дмитрия, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застегнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Надпись по сторонам «ДИМИ/ТРIОС». Надпись по кругу «ФТОNRИАТАТЕIN/*ОUМО**РWСИ», т.е. с греческого: «Господи помоги Феодору…Руси». Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: погрудное изображение св. Георгия с копьём в правой руке, с щитом в левой, одет в плащ с фибулой. Круговая надпись. Надпись по сторонам «ГЕ/WРГ». Надпись по кругу «ДОЛОФОРUКUГЕWОРГ***». Вокруг точечный ободок.
Аверс — изображение святого, реверс — символа князя, в данном случае солярный знак, многолепестковый цветок, круглый щит с цветочным орнаментом? По сути вариант ранней геральдики — герб князя.
Лицевая сторона: погрудное изображение святого Дмитрия Солунского, одетого в латы, поверх которых накинут плащ, застёгнутый фибулой, с копьем в правой руке, со щитом в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображена розетка, предположительно солярный знак, девять внешних лепестков. Вокруг сложный точечный ободок.
Печати Великого князя Святослава Ярославича
Печати Великого кн. Святослава Ярославича, христианское имя Николай Георгиевич род. 1027 г., (Волынь) до 1054 г., (Чернигов, Тмуторокань, Рязань, Муром, страна Вятичей) 1054 – 1073 гг., (Киев) 1073 г. – 27 декабря 1076 г.Третий сын Великого кн. Ярослава Владимировича Мудрого и Ингегерды Шведской. Основатель Черниговской княжеской династии.
Печати Святослава интересны наличием изображения самого Святослава.
Причём, сохранилось прижизненное изображение Святослава Ярославича с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г. (после к ней вернёмся рассматривая его печати подробно).
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение князя Святослава Ярославича в полный рост с крестом в согнутой правой руке и поднятой левой рукой. Вокруг точечный ободок.
Иной вариант, вместо князя изображён Господь Вседержитель — Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный)!
Лицевая сторона: погрудное изображение святого Николая Мирликийского, одетого в ризу священника с омофором, накинутым на плечи, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение Вседержителя Пантократор (от греч. παντοκράτωρ — всевластный, всесильный) сидящего на троне. Вокруг точечный ободок.
Печати князя Мстислава Изяславича
В дальнейшем, к изображению святого стали применять изображение процветшего креста.
Печать кн. Мстислава Изяславича, христианское Фёдор Дмитриевич, (Новгород) 1054 – 1067 гг., (Полоцк) 1067 – 1069 г.
Старший сын Великого князя Изяслава Ярославича.
Лицевая сторона: поясное изображение святого Фёдора, одетого в латы, поверх плащ с фибулой, в правой руке крест великомученика.
Оборотная сторона: проросший шестиконечный крест, по сторонам «IС», «ХС».
Печати князя Олега Святославича «Гориславича»
Со временем греческих мастеров сменили русские мастера, ещё более искусно развившие мастерство резчика буллоториев (матрицы печати) и в дальнейшем греческие тексты сменились русскими благожелательными текстами.
Печати князя Олега Святославича «Гориславича», христианское имя Михаил Николаевич, родился около 1053 г., (Ростов) 1073 г., (Владимир-Волынский) 1073 –1076 гг., (Тмуторокань) 1077, 1083 – 1094 гг., (Чернигов) 1078, 1094 – 1097 гг., (Муром) 1095 – 1097 гг., (Ростов, Рязань) 1097, (Новгород-Северский) 1097 – август 1115 гг.
Четвёртый сын Великого князя Святослава Ярославича. Основал династию Ольговичей, враждовавшей с Мономашичами более ста лет.
Лицевая сторона: Изображение святого Архангела Михаила в полный рост, в правой руке держит жезл, в левой руке сферу. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: Четырёхстрочная надпись «ГИПОМО/ЗИРАБ/СВОЕМ/MIXAИЛV/СВЯТОСЛВИ/ЧО», т.е. «Господи помоги рабу своему Михаилу Святославичу». Вокруг точечный ободок.
Печати Киевской митрополии 1090-х годов
Необычно оформлены анонимные печати Киевской митрополии 1090-х годов.
Лицевая сторона: изображение шестикрылого херувима. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «Дѣ/NѣСЛО/ВО». Вокруг линейный ободок.
Печати Великого князя Владимира Мономаха
Печати Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха. Он имел христианское (крестильное) имя Василий. Родился в 1053 году, княжил в: Переяславле (1073-1076 гг.), Чернигове (1076, 1078 – 1094 гг., 1096 г.), Смоленске (1076 – 1078, 1093 – 1103, 1107 — 1112 гг.), Переяславле, Ростове, Суздале, Белоозере (1094 – 1113 гг.), Киеве (1113 – 19 мая 1125 г.).
Печати Ратибора (посадник Владимира Мономаха)
Очень важно отразить идентичность исполнение печатей и монет некоторых князей и их наместников, что объединяет и делает изучение и совместный анализ нумизматическими и сфрагистическими науками археологического материала, более содержательным и достоверным.
Проведённым мной поверхностным анализом, установлена идентичность монет и печатей князей: Олега Святославича (внука Ярослава Мудрого), тысяцкого Ратибора (посадника Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха), Псковских печатей и Псковских монет, с изображением кн. Довмонта. Иные сравнения и аналогии, являются важным (так считаю) и перспективным направлением для исследователей этих наук.
Посадник Ратибор начал служить в 1078 году тысяцким[1] в Киеве отцу кн. Владимира Всеволодовича Мономаха – Великому князю Всеволоду Ярославичу.
Тысяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси. Первоначально военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотских.
Изображение и текст на монетах некоторых князей (наместников) и их печатей, полностью идентичны. Что даёт право научным работникам и археологическим исследователям отождествлять и идентифицировать того или иного феодала, в качестве собственника и носителя этого права!
Лицевая сторона: погрудное изображение св. Климента, с благословляющим жестом правой руки и с евангелием в левой. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: трёхстрочная надпись «WТ/РАТИ/БОРА». Вокруг два точечных ободка.
Сребреник.
Вес: 1,00 грамм. Серебро.
Далее, давайте сравним монету и печать наместника Ратибора.
Печати Великого князя Юрия Долгорукого
В 12 веке часто встречаются печати с изображением святого с одной стороны и княжеского знака Рюриковичей (тамги) с другой.
Печать Великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, христианское имя Георгий Васильевич, род. 1091 г., (Ростов, Суздаль) 1108 – 1157 гг., (Переяславль Южный) 1132 – 1135 гг., (Киев) 1149 – 1151 гг., 1155 – 1157 гг.
Восьмой сын Великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, основал Владимиро-Суздальскую династию.
Лицевая сторона: погрудное изображение святого Георгия Победоносца, одетого в латы, с копьем в правой руке, со щитом в левой руке. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: княжеская тамга – в виде знака Рюриковичей в виде двузубца с загибами наружу на зубцах, с петлей внутрь на левом зубце, с вертикальной чертой в основании знака. Вокруг точечный ободок.
Печати князя Ярослава Всеволодовича
Также используются печати с изображением святого на одной стороне и процветшим крестом на другой.
Печать князя Ярослава Всеволодовича, христианское имя Прокопий Кириллович (Ропск) 1158 – 1160 гг., (Стародуб) 1160 – 1180 гг., (Чернигов) 1180 – 1198 гг.
Второй сын Великого князя Киевского Всеволода II Ольговича, род. 1139.
Лицевая сторона: изображение святого Прокопия в полный рост, одетого в латы, поверх плащ с фибулой, в правой руке копьё, в левой руке щит. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение восьмиконечного проросшего креста. Вокруг точечный ободок.
Печати князя Всеволода Мстиславича
На Северо-Западе Руси князья используют печати с сюжетами Двунадесятых церковных праздников.
Печати кн. Всеволода Мстиславича, христианское имя Гавриил Федорович, (Новгород) 17 марта 1117 – 28 мая 1136 гг., (Переяславль) унаследовал в 1132 г., (Вышгород) 1137 г., а также был принят на княжение Пскова до кончины в 1138 г., и в 1547 г. канонизирован Русской Православной церковью.
Старший сын Великого кн. киевского Мстислава Владимировича и Кристины Стенкильсон, дочери шведского короля Инге I Старшего.
Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, в развернутой позе к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Сверху и возле фигур греческая надпись «OXAI/PE/T/I/C/М/OС/», т.е. с греческого «Радуйся» Вокруг точечный ободок. Изображение Благовещения соответствует иконографии «Устюжского Благовещения». Икона писана в период строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода в 1119 – 1130 г.г., и является единственным сохранившимся домонгольским иконографическим Благовещением. [2]
Оборотная сторона: четырех строчная надпись «+КЕRО/НОЕITѡCѡ/VЛѡГА/», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Гавриилу».
Другой вариант печати князя Всеволода Мстиславича с русской надписью.
Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, сидящей на скамейке, в развёрнутой позе к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Сверху надпись «РАДУIСѧ» Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Фёдора в полный рост, в правой руке копье, левой рукой держит щит. Одет в латы, поверх плащ. Вокруг точечный ободок.
Печати князя Мины Ивановича
В дальнейшем тест исчезает, используют изображения святых в полный рост, зачастую с обеих сторон, но и не забывают применять княжеский знак Рюриковичей (тамгу) с другой.
Печати князя Мины Ивановича (новгородский тысяцкий, князь Суздальский, упоминался до 1227 г.)
Местечковый суздальский князь, потомок рода Шимона Африкандовича, племянника варяжского князя Якунда.
Лицевая сторона: изображение св. Мины в полный рост, держащего в руках крест. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: княжеская тамга Рюриковичей в виде колоколовидного двузубца, с петлёй внутрь на левом зубце и загибом наружу на правом зубце, по бокам две розетки в виде четырех точек, сверху одна розетка в виде трёх точек, в основании двузубца петля в левую сторону. Вокруг точечный ободок. Знак соответствует изображению на Золотых воротах Владимира, построенных в период княжения Андрея Боголюбского.
Печати Великого князя Владимирского и Киевского Ярослава II Всеволодовича
Далее техника резчиков буллоториев существенно упрощается, изображение схематично.
Печать Великого кн. Владимирского и Киевского Ярослава II Всеволодовича, христианское Федор Дмитриевич, (Переяславль Южный) 1201 – 1208 гг., (Переславль Залесский) 1208 – 1209 гг., 1210 – 1215 гг., 1217 – 1222 гг., (Рязань) 1209 – 1210 гг., (Тверь, Волоколамск) 1212 – 1215 гг., (Новгород, Торжок) 1215 – 1216 гг., 1223 – 1224 гг., 1226 – 1229 гг., 1230 – 1236 гг., (Киев) 1236 – 1238 гг., (Владимир) 1238 – 1246 гг.
Третий сын Великого кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и чешской королевны Марии Шварновны, родился 1190 г., отец Александра Невского.
Лицевая сторона: условное изображение св. Фдора в полный рост одетого в латы, поверх плащ, в правой руке держит копь, в левой руке щит. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение Иисуса Христа в полный рост, с благословляющим жестом правой руки и с закрытым евангелием в левой руке. Вокруг точечный ободок.
В.Л. Янин, «Актовые печати Древней Руси Х-ХV вв», том I стр. 123
Т.А.Чукова «Древнерусские печати с изображением Благовещения», Сфрагистика и история культуры. СПб. 2004. стр. 131.
Печати Александра Невского
Печать Великого кн. Владимирского и Киевского Александра Ярославича Невского, сын Великого кн. Владимирского Ярослава Всеволодовича.
Лицевая сторона: изображение князя Александра Невского в полный рост с мечом в левой руке, отведённой в сторону, в правой держит щит. Вертикальная колончатая надпись по бокам «ОЛЕК/Н/Д/Р», вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост одетого в латы, поражающего правой рукой копьем змея, левой рукой держит за поводья коня. Вертикальная надпись справа «ФЕДО/Р/О», вокруг точечный ободок.
24х23,5; 6,70 гр., Московская обл., Дмитровский р-н, у д. Фёдоровское, 2016 г.
Печать Великого кн. Владимирского и Киевского Александра Ярославича Невского.
Лицевая сторона: изображение всадника, самого князя Александра, в короне, с плеч свисает плащ застёгнутый фибулой, одет в доспехи (кольчугу), с мечом в правой руке, отведённой в сторону, верхом на коне, скачущего в право.
Оборотная сторона: изображение св. Фёдора в полный рост одетого в доспехи (кольчугу), поражающего правой рукой копьем змея, левой рукой держит за поводья коня.
25х28; 8,52 г., Тверская обл., Весьегонский р-н, 2016 г.
Печать Великого кн. Владимирского и Киевского Александра Ярославича Невского
Лицевая сторона: изображение всадника, самого князя Александра, в короне, с плеч свисает плащ застёгнутый фибулой, с мечом в правой руке, отведённой в сторону, верхом на коне, скачущего в право. Вертикальная колончатая надпись по бокам «К/Н/Д/Р».
Оборотная сторона: изображение св. Федора в полный рост одетого в латы, поражающего правой рукой копьем змея, левой рукой держит за поводья коня. Вертикальная надпись справа «ФЕД».
26х27; 11,32 г., Старая Русса, Новгородская область, 2015 г.
Печати Великого князя Дмитрия Александровича
Печать Великого князя Дмитрия Александровича, христианское имя Дмитрий Александрович, род. 1250 г., (Переславль-Залесский) 1263-1276 гг., 1281-1282 гг., 1283-1292 гг., (Новгород) 1262-1263, 1272-1273, 1276-1281, 1283-1292 гг.,
Второй сын Великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского.
Печать Великого князя Владимирского и Киевского Александра Ярославича Невского
Лицевая сторона: условное изображение князя Александра Невского с мечем в правой руке верхом на коне, скачущего вправо. Меч изогнут в виде сабли.
Оборотная сторона: условное ростовое изображение Иисуса Христа. Благословляющий жест правой руки и с евангелием в левой руке.
35,5х29,5; 10,61 г., Старая Русса, Новгородская область, 2014 г.
Печати Троицкого Собора Пскова ХIV в.
Печать Троицкого Собора Пскова ХIV в.
Отличительной чертой печатей является изображение Богородицы с лицевой и креста на подножии с оборотней стороны.
Лицевая сторона: изображение Богоматери Знамение в полный рост с младенцем на груди.
Оборотная сторона: шестиконечный крест на подножии.
Печати Архиепископа Новгородского
Печать Архиепископа Новгородского
Лицевая сторона: изображение Богоматери Оранта в полный рост с младенцем на груди.
Оборотная сторона: сложный двенадцати конечный крест с ромбическим соединением на перекрестии, на подножии, окончания креста в виде треугольных заострений.
Печати Новгородского Совета господ
конец XIV – XV век
Печати Великого Новгорода имеют обособленное оформление в виде мифического животного с одной стороны и текста с другой.
Печати Новгородского Совета господ конец XIV – XV век.
Лицевая сторона: изображение хищного зверя в право, с поднятыми лапами, с открытой пастью и высунутым языком с загнутым над спиной хвостом. Вокруг точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в четыре строки «Т/ПЕЧА/ВЕЛНКОГ/NОВАГО/РОДА». Вокруг точечный ободок.
Печати Пскова 1424-1425 гг.
В связи с вхождением удельных князей в орбиту влияния и под власть Великого Московского или Великого Литовского княжеств, атрибуты самостоятельной политической деятельности на международной арене в виде печатей исчезает.
Последний период независимой политической деятельности и самостоятельности Псковской республики отражён в прекрасных памятниках сфрагистики, увековечивших важные важные события Пскова 15 века.
Печати Пскова 1424-1425 гг., отражающие великое событие княжества, а именно постройку стены каменной вокруг Пскова.
Лицевая сторона: изображение лика кн. Довмонта в княжеской короне, вокруг надпись, где указана дата 6933, т.е. 1424-1425 гг., и двойной точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в шесть строк «ПЕЧАТЬ/ПСКОВЬСК/АИА. ТОГДАN/ПЕРСИСВЕРЬ/ШIШЬКАМ/ЕНЫ». Вокруг точечный ободок. «Перси» с древнерусского, обозначает – грудь. Высота Персей от рва, была не менее 20 метров, и окончание грандиозной постройки южной стены города и было запечатлено в тексте печати.
Печати Великого князя Московского Ивана III Васильевича
На последних печатях Пскова нашло отражение вхождение в орбиту зависимости от Великого Московского княжества.
Печать Великого князя Московского Ивана III Васильевича. Данная печать отражает подчинение Пскова воле Великого князя Московского в 1468-1469 гг., где Псков именуется вотчиной, что отражает постепенную утрату самостоятельности Псковской республики.
Лицевая сторона: поясное изображение князя Довмонта с мечём в правой руке. Вокруг надпись, где указана дата 6977, т.е. 1468-1469 гг., и двойной точечный ободок.
Оборотная сторона: надпись в шесть строк «ПЕЧАТЬ/ПСКОВСКАЯ/ВОДЬЧИNЫВЕ/ЛИКОГОКNЯЗ/ЯIВАNАВАС/ИЛЬЕВИЧА». Вокруг точечный ободок.
Заключение
Основные виды печатей, рассмотренные в данном обзоре, предоставляют лишь общее, но в то же время весьма значимое представление о сфрагистическом материале, который использовался светскими и церковными феодалами на обширной территории Древней Руси в период с 10 по 15 века. Более разнообразные, а также детализированные данные мы постараемся вместе с вами тщательно изучить в следующих тематических статьях, которые будут посвящены отдельным Великим князьям и их династиям, церковным иерархам, а также прочим значимым историческим фигурам и влиятельным организациям, основываясь на имеющейся коллекции автора.
Заказать изготовление печати организации и факсимиле подписи в Москве
Срочное изготовление печатей и факсимиле подписи
Made on
Tilda